Лунная программа ссср

Лунная программа СССР

Автор: Ирина Нестерова

Нестерова И.А. Лунная программа СССР [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современной России вновь вернулся интерес к космосу и его освоению. Важнейшим этапом развития освоения космоса является подготовка полета на Луну и разработка программы по её заселению. В связи с этим необходимо обратиться не только к рассмотрению перспектив, но и к исследованиям, проводимым в прошлом.

Если оглянуться назад, то становится очевидным, что именно Россия является лидером в сфере освоения космического пространства. Однако после первого нелегкого десятилетия после распада СССР, ознаменованного попытками свести на нет все достижения нашей страны, становится очевидной необходимость увеличения расходов на космические исследования. Это важно для сохранения российского статуса первооткрывателя космоса.

Во всем мире молодое поколение, погрязшее в пучине социальных сетей, самолюбования и толерантности, не может и не хочет ставить под вопрос пафосную высадку Нила Армстронга. Однако, стоит лишь задуматься над существующими кадрами кинохроники, как становится очевидно: эти бодрые ребята в космосе не были.

Разве жадная до чужих ресурсов Америка отказалась бы от попыток иссушить спутник земли? Конечно, нет. Так что давайте все-таки обратимся к прошлому и настоящему лунной программы России, чтобы знать, что нас ждет в будущем на самом деле.

Лунная программа СССР представляет огромный интерес для современной науки. Она является отражением непоколебимой воли и уничижающей силы бюрократии, способной свести на нет любые усилия. Уже доподлинно известно, что на появление и развитие советской лунной программы было затрачено сил ничуть не меньше, чем американцами на лунную программу США.

О полете на Луну задумывались до того, как CCCP отправил первого человека в космос.

Первые лунные станции начали разрабатываться в ОКБ Королева с конца 1957г. И уже в декабре 1957г. был готов эскизный проект аппаратов: Е-1 для выполнения задачи попадания в лунный диск, Е-2 – облет и отографирование Луны, Е-З – ядерный взрыв на видимой стороне Луны. В начале 1958г. академики С.Королев и М.Келдыш принесли в Политбюро ЦК КПСС проект программы изучения Луны. От ядерного взрыва на Луне к этому времени уже отказались [2].

В 1960 году начались работы по созданию сверхтяжёлого носителя, без которого осуществить лунную экспедицию не представлялось возможным. Параллельно, в 1963, начали разрабатываться корабли Л1 для облёта вокруг Луны и Л3 для посадочной миссии.

Компьютерная модель корабля 7К-Л1

Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. Из-за соперничества между различными конструкторскими бюро (далее КБ) проекты аналогичного назначения одновременно и параллельно разрабатывались в двух, а то и трех из них. Соответственно силы и средства на испытания утекали как вода, не принося видимого результата. Различные варианты лунного корабля разрабатывались в КБ С. Королева и В.Н.Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну – в КБ Королева, Челомея и Янгеля.

Проекты кораблей для облета Луны ОКБ -1 С. Королева и ОКБ-52 В.Н. Челомея

ОКБ-52 В.Н. Чаломея пользовалось симпатией Н.С. Хрущева. Однако, после того, как 13 октября 1964 года тихо и без лишнего шума был смещен Никита Сергеевич Хрущев, ОКБ-52 оказалось не удел. Руководство лунной программой СССР полностью перешло к Сергею Королеву. Самое обидное для В.Н. Чаломея состояло в том, что С. Королев получил возможность использовать все наработки В.Н.Челомея по пилотируемому полету к Луне и, в частности, ракету «УР-500К» для своих задач.

В связи с тем, что ни одна из версий лунного корабля не была на 100% эффективной, в конце1965 – начале 1966 года руководство страны решило объединить облетные проекты двух КБ. У С. Королёва взяли разгонный блок Д, (из программы Н1-Л3 – экспедиции на Луну), и корабль 7K-Л1, который был создан на основе наработок по 7K, а у В.Н.Челомея – ракету УР-500К.

Масса разгонного блока и корабля превышала возможности ракеты. Поэтому придумали оригинальную схему: УР-500К выводит связку «РБ–корабль» на близкую к орбитальной траекторию, а довыведение на орбиту осуществляется при помощи блока Д.

Вторым включением блока Д связка направляется на траекторию облета Луны. Для экономии массы с корабля 7К («Союза») снимали всё, что могли – даже бытовой отсек и запасную парашютную систему. Множество модификаций потребовали системы ориентации, связи, спускаемый аппарат нужно было «научить» входить в атмосферу со второй космической скоростью [3].

Уже в 1965 году приступили к тренировкам космонавты, которым предстояло летать на кораблях, которые должны были облететь Луну. В группу вошли: Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Андриян Николаев, Павел Попович, а также еще не прошедшие космической школы Георгий Береговой, Лев Воробьев, Виктор Горбатко, Георгий Гречко, Георгий Добровольский, Алексей Елисеев, Валерий Кубасов, Василий Лазарев, Олег Макаров, Николай Рукавишников, Виталий Севастьянов, Анатолий Филипченко, Евгений Хрунов и Валерий Яздовский [1].

После смерти С. Королева в 1966 его место занимает Василий Мишин. На этом фоне дела с лунной программой СССР идут не очень гладко. Уже в 1967 г. Янгель уведомляет Мишина о том, что лунный корабль будет готов не ранее 1971 года. Это катастрофа, так как в данном случае запоздание фиксировалось на три года. Из-за проблем с высшим руководством, обеспокоенным новостями из Штатов, в 1968 году программа опять претерпевает изменения. Первоначально предусматривалось совершить посадку на лунном экваторе, т.е. лунный орбитальный корабль находился бы на экваториальной орбите и каждый час пролетал над местом посадки лунной кабины. Это существенно облегчало сближение и стыковку аппаратов, но в то же время наиболее интересные места для посадки не всегда расположены именно на экваторе. В итоге были разработаны три варианта, представленные на рисунке ниже. Различные варианты продумывали и американцы.

Варианты посадки на Луну

США выбрали первый вариант, а в советской программе предпочли второй. Стыковка должна была проходить на высоте 25-30 км. В СССР была разработана аналоговая система, просчитывающая необходимые элементы орбиты и моменты включения двигательной установки. Такая система для лунного корабля была создана и была весьма эффективна. Выбрав другой путь, лунная программа СССР не смогла предложить её достойную реализацию.

Советский луноход. Музей Космонавтики г. Москва, Россия. 2016 год

Из-за серии неудачных запусков, пилотируемый полет на Луну постоянно откладывался. Появлялись все новые и новые проблемы, требующие кардинальных переработок существующей концепции высадки человека на Луну. В связи с этим лунная программа СССР превратилась в денежный пылесос. Конфликты между ключевыми конструкторскими бюро и постоянное перетягивание канатов мешало вовремя прийти к оптимальному техническому решению.

В связи с задержкой летных испытаний ракеты «Н-1», программа освоения Луны была переориентирована на беспилотные полеты с постепенным уменьшением числа запусков автоматических станций [3].

Несмотря на то, что советским ученым все-таки удалось разработать уникальный двигатель и практически завершить создание корабля, способного беспрепятственно прилуниться, после якобы совершенного «полета» Аполлона программу полностью закрыли.

В завершении хотелось бы отметить, что в СССР неоднократно и очень успешно проводили исследования лунной поверхности. Однако, хитрые американцы обманом лишили СССР первенства в исследовании Луны, воспользовавшись бесхребетностью, жадностью и инфантильностью партийной верхушки. То, что ни один американец не ступал на поверхность Луны, в настоящее время не оставляет никаких сомнений. Однако, тогда вскрыть их ложь было практически невозможно. К тому же, руководство СССР повело себя как избалованный ребенок: обиделись и закрыли лунную программу. На труды сотен человек всем было наплевать.

Лунная программа СССР

Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов.

Существенным стимулом советской космонавтики, в частности Лунной программы, было соревнование с США («Лунная гонка»). Советский Союз и Соединённые Штаты боролись за первенство с переменным успехом: если первый полёт к Луне, получение первого изображения обратной стороны Луны, первая посадка КА на Луну и, наконец, первый луноход стали советским достижением, то высадка первого человека на Луну впервые была осуществлена США, который до сих пор остаются единственной страной, отправившей на Луну астронавтов, так как СССР отказался стать второй страной в высадке человека на Луну.

Главным разработчиком советской лунной программы было КБ Сергея Павловича Королёва (ещё ранее Юрий Васильевич Кондратюк занимался проектированием полёта на Луну).

В 1963 году началось проектирование кораблей Л1 и Л3, ракетных блоков Н-1 и разработка схем экспедиций к Луне и на Луну.

3 августа 1964 года постановлением советского правительства была утверждена лунная пилотируемая программа СССР, после чего развернулись масштабные работы по двум программам: облёта Луны (при помощи «Протон» — «Зонд/Л1)» к 1967 году и посадке на неё (при помощи Н-1-Л3) к 1968 году.

23 сентября 1958 года была произведена неудачная попытка запуска первой советской АМС Луна-1А с космодрома Байконур при помощи ракетоносителя «Восток-Л».

2 января 1959 года с космодрома Байконур с помощью РН Луна (8К72, «Восток-Л») был осуществлён успешный запуск межпланетной станции «Луна-1», которая стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим 2-й космической скорости, преодолевший притяжение Земли и ставший искусственным спутником Солнца. 4 января «Луна-1» прошла на расстоянии 5—6 тысяч км от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Данный КА был оснащён магнитометром, счётчиком Гейгера, сцинтилляционным счётчиком, а также детектором микрометеоритов. С помощью данного оборудования было совершено ряд открытий: с помощью бортового магнитометра был впервые зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли, с помощью ионных ловушек и счётчиков частиц были произведены первые прямые измерения параметров солнечного ветра, обнаружено отсутствие у Луны существенного магнитного поля, успешно выполнен эксперимент по созданию искусственной кометы [1] .

Трёхступенчатый ракетоноситель «Луна» (8К72, «Восток-Л») была создана на базе Р-7. Её характеристики: длина — 33,5 м, диаметр — 10,3 м, стартовая масса — до 279 т.

12 сентября 1959 года с космодрома Байконур с помощью РН «Луна» (8К72, «Восток-Л») была запущена АМС «Луна-2» — первая в мире станция, достигшая поверхности Луны (и первый в мире КА, совершивший жёсткую посадку на поверхность космического тела за пределами Земли). 14 сентября 1959 года в 00:02:24 «Луна-2» достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик. АМС имела научное оборудование — сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из главных научных достижений стало прямое измерение солнечного ветра [2] .

4 октября 1959 года с космодрома Байконур с помощью РН «Восток-Л» была запущена АМС «Луна-3». Во время её полёта были впервые получены изображения обратной стороны Луны., а также впервые в мире был на практике был осуществлён гравитационный манёвр. 7 октября 1959 года при помощи фотоаппарата АФА-Е1 была заснята почти половина поверхности Луны (одна треть — в краевой зоне, две трети — на обратной невидимой с Земли стороне). Изображения — после проявления плёнки на борту — были переданы при помощи фототелевизионного устройства «Енисей» на Землю [3] .

Ракетоносителем для КА «Луна-1» — «Луна-3» была трёхступенчатая ракета «Восток», являющаяся частью семейства Р-7, и впервые успешно запущенная 2 января 1959 года. Её характеристики: длина — 38,2 м, диаметр — 10,3 м, стартовая масса — 287—290 т, максимальная масса (расчётная) полезного груза при выводе на орбиту — 4730 кг [4] .

Последующие КА «Луна-4» — «Луна-8» имели основной целью мягкую посадку на Луне, однако этого достигнуть не удалось.

31 января 1966 года с космодрома Байконур при помощи РН «Молния» была запущена АМС «Луна-9». 3 февраля 1966 года «Луна-9» впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны и впервые передала на Землю телепанорамы лунной поверхности [5] [6] .

Четырёхступенчатая РН «Молния» имела длину 43 м, диаметр 10,3 м, стартовую массу 305 т.

В последующем запуски продолжились с АМС «Луна-10» по «Луна-23». Наиболее знаковым из них был запуск АМС «Луна-16», осуществлённый 12 сентября 1970 года (стал первым советским космическим аппаратом, доставившим вещество с Луны на Землю (и третьим, сделавшим это после американских Аполлона-11 и Аполлона-12. 20 сентября 1970 года «Луна-16» совершила мягкую посадку на поверхности Луны в районе Моря Изобилия. 24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку на территории СССР. Масса доставленной на Землю грунта составила 101 г [7] ) и «Луна-17», который доставил на Луну луноход.

9 августа 1976 года был осуществлён запуск «Луна-24» — последней советской автоматической межпланетной станции для изучения Луны, забора и доставки лунного грунта на Землю. При анализе результатов миссии впервые было получено доказательство наличия на Луне воды.

Для изучения Луны в СССР были спроектированы луноходы — первые планетоходы. Первый луноход — Луноход-0 — планировалась запустить 19 февраля 1969 года, однако этого не произошло из-за аварии ракетоносителя.

8 января 1973 года лунным кораблём-автоматом Луна-21 (Е-8 № 204) с помощью ракетоносителя Протон-К / Блок Д 259-01 был запущен «Луноход-2», который был доставлен поверхность Луны 16 января 1973 года. Масса лунохода составляла 836 кг. За 4 месяца работы «Луноход-2» прошёл 42 километра (данное расстояние оставалось рекордным до 2015 года, когда его превзошёл американский марсоход «Opportunity»), передал на Землю 86 панорам и около 80 тысяч кадров телесъёмки.

В 1977 году планировалось с помощью межпланетной станции «Луна-25» («Луна-25А») отправить на Луну «Луноход-3», однако запуск не был осуществлён.

10 ноября 1968 года при помощи РН Протон 8K82K был запущен космический корабль «Зонд-6» для отработки полёта космического корабля по трассе Земля — Луна — Земля с возвращением на Землю. Был осуществлён облёт и фотографирование Луны, возвращение спускаемого аппарата на Землю с приземлением в заданный район. Облёт Луны состоялся 14 ноября 1968 года.

В 1966 году начала разрабатываться советская лунно-посадочная программа Н1-Л3, предполагавшая высадку человека на Луну.

В 1967 году вышло постановление правительства СССР, согласно которому первый автоматический полёт советского лунного корабля должен был пройти в декабре 1967 года, пилотируемая экспедиция к Луне на нём — в апреле 1968 года, первая в мире пилотируемая экспедиция на Луну на нём — в сентябре 1968 года. Но этого достичь не удалось, и после проигрыша Советского Союза в «лунной гонке», программа Н1-Л3 была остановлена в 1974 году на последнем этапе подготовки её реализации.

С 1960-х годов в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва, а после его смерти — под руководством В.П. Мишина, разрабатывалась сверхтяжёлая ракета-носитель Н-1 (Н1, Наука-1, 11А52), которая изначально предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжёлой (весом 75 т) орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжёлого межпланетного корабля для полётов к Венере и на Марс, а затем была развёрнута на программу осуществления полёта человека на Луну и возвращения его обратно. Таким образом, программа Н-1 была переориентирована на задачу стать носителем для экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3 лунно-посадочной пилотируемой программы Советского Союза [10] .

Н-1 должна была иметь 5 ступеней, длину — 105,3 м, диаметр — 15—17 м, массу 208 т.

Однако, 4 испытательных запуска Н-1, производившихся в 1969—1972 годах закончились неудачей.

Разрабатываемый также в КБ Королёва двухместный космический корабль Л3 должен был выводиться в космос при помощи Н-1. Л3 состоял из 9,85-тонного лунно-орбитального корабля-модуля ЛОК (11Ф93) и 5,56-тонного лунно-посадочного корабля-модуля ЛК (Лунный корабль, 11Ф94). Кроме корабля Л3, 43-метровый 95-тонный отлётный лунный ракетный комплекс включал две последние ступени носителя Н-1 — блоки «Г» (разгонный к Луне) и «Д» (доразгонный к Луне, переводящий на лунную орбиту и тормозящий лунный корабль при посадке) [11] .

Лунный корабль (ЛК, 11Ф94) должен был представлять собой спускаемый аппарат для высадки человека на Луну, и состоял из герметичной кабины космонавта, отсека с двигателями ориентации с пассивным агрегатом стыковки, приборного отсека, лунного посадочного агрегата (ЛПА) и ракетного блока Е. Характеристики: высота — от 5,2 до 5,8 м, диаметр — 4,5 м, объём — 5 м 3 , масса — от 5560 до 6525 кг. Экипаж — 1 космонавт.

Для космонавта, который должен был прилунится, был разработан скафандр «Кречет-94».

Лунно-орбитальный корабль-модуль 7К-ЛОК комплекса Л3 совершил один, а лунно-посадочный корабль-модуль Т2К-ЛК — три тестовых околоземных беспилотных старта уже после первой высадки американцев на Луну.

В ОКБ-1 проектировался Союз 7К-ЛОК (ЛОК — Лунный Орбитальный Корабль) — космический корабль-модуль пилотируемого экспедиционного комплекса Л3.

В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа фактически была закрыта до достижения целевого результата.

В 1976 году были официально закрыты работы по созданию Н-1.

В 1962 году С.П. Королёв поручил ГСКБ «Спецмаш» разработать проект лунной базы, которая по документам этой организации именовалась «ДЛБ» («Долговременная лунная база»), а в ОКБ-1 получила название «Звезда».

Проект лунной базы «Звезда» разрабатывался в 1964—1974 годах.

База рассчитывалась на 12 космонавтов и должна была состоять из 9 типовых блоков цилиндрической формы. Габариты блока: длина — 8,6 м, диаметр — 3,3 м, полная масса — 18 т.

«Звезда» мыслилась продолжением советской пилотируемой лунной программы Н1-Л3. Доставку на Луну и с Луны космонавтов изначально планировалось производить при помощи космических кораблей ЛК (11Ф94), разработанных для пилотируемой программы Н1-Л3.

В 1971 году был завершён эскизный проект, который конструктор В.П. Бармин представил курировавшему космические программы министром обороны Д.Ф. Устинову.

Проект не был реализован, вначале из-за аварий сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1, затем из-за высадки американцев на Луну, наконец немаловажной причиной отказа от проекта была и его стоимость примерно в 50 миллиардов рублей [12] .

Источники:
Лунная программа СССР
Советская лунная программа и проблемы создания пилотируемых кораблей.
http://odiplom.ru/lab/lunnaya-programma-sssr.html
Лунная программа СССР
Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

COMMENTS