Планетарий марс

Все лики бога войны

Марсианская столица имела поистине поражающий вид. Она состояла из нескольких довольно больших городов, стоявших бок о бок, и все они были различного архитектурного стиля. В той части, куда они вошли, стояли чёрные каменные здания, приземистые и массивные, очень древнего вида. За ними Лестер мог заметить секцию из прекрасных прозрачных полусфер, окружённых куполами. Рядом была секция блестящих шестиугольных хромированных башен, дальше — секция высоких медных конусов, а ещё дальше — секция построек, похожих на вертикальные серебряные цилиндры.

Ошеломлённые глаза Лестера различали марсиан, возвышающихся над толпой на двадцать футов и шестируких; марсиан, похожих на маленьких безруких комариков; марсиан четырёхглазых, трёхглазых и марсиан совсем безглазых, но со щупальцами, вырастающими из лица; синих, чёрных, жёлтых и фиолетовых марсиан, не говоря уже о марсианах неопределённых оттенков: анилиново-красного, вишнёвого, бурого цвета и марсиан прозрачных.

Эдмонд Гамильтон «Невероятный мир»

Экваториальный радиус: 3397 км (53 % земного)

Площадь поверхности: 144 798 465 кв. км. (примерно равна площади всей земной суши)

Масса планеты: 6,418×10 23 кг (10 % массы Земли), а ускорение свободного падения равно 3,711 м/сек 2 (0,376 земного)

Продолжительность суток : 24 часа 39 минут 36 секунд

Продолжительность года: 687 суток

Давление : 0,7—1,155 кПа, менее одной сотой земного (соответствует давлению на высоте нескольких десятков километров)

Температура на экваторе: от +30 °C днём до -80 °C ночью. На полюсах температура может падать до -143 °C

Состав атмосферы: 95,7 % углекислого газа, 2,5 % азота, 1,8 % прочих примесей, в том числе кислорода (земная атмосфера: 78% азота, 21% кислорода и 1% примесей)

Рельеф: холмы и долины, пустыни, ударные кратеры, похожие на лунные, вулканы, на полюсах — ледниковые шапки.

Расстояние от Земли: от 56 до 401 млн км.

Расстояние от Солнца: от 206 до 249 млн км.

Марс, кажется, уже не столько реальное небесное тело, сколько архетип, символ, зримое воплощение мечты о том, что мы не одиноки во вселенной. Даже слово «марсиане» в общественном сознании частенько обозначает не собственно уроженцев Марса, а пришельцев вообще, «ан масс», без уточнения места прописки. Именно поэтому Марс стал первой планетой, о которой расскажет наша новая рубрика «Планетарий». «Мир фантастики» начинает осмотр Солнечной системы — но не с точки зрения астронома, а с точки зрения писателя. Что, как и когда говорили о Марсе фантасты?

Пародию, из которой взят эпиграф к этой статье, написал Эдмонд Гамильтон в 1947 году. Земляне, прилетев на Марс, обнаруживают, что он населён всеми теми странными существами, которых выдумали земные писатели. К несчастью, космонавты не сумели скрыть, что они с Земли, и возмущённые марсиане устроили адекватную месть: «считав» из голов космонавтов информацию о Земле, сделали так, что теперь наша планета стала полигоном для сочинений марсианских авторов.

Юмореска очаровательная, некоторых «жукоглазых марсиан» может узнать даже современный читатель (а ведь 90% всего, написанного тогда, уже давно кануло в Лету). Но это был, напомним, 1947 год! Если тема марсиан уже тогда напрашивалась на пародию, что говорить о нашем времени? Прошло более 60 лет, а фантасты, как прежде, продолжают терроризировать. простите, колонизировать Марс.

Прежде чем земляне сами добрались до Красной планеты, довольно долго шёл обратный процесс: марсиане десятки раз завоевывали Землю. Массовая эпоха вторжений началась, разумеется, с Уэллса и его «Войны миров». Гигантские боевые треножники поразили читателей настолько, что даже через несколько десятилетий радиорозыгрыш однофамильца Орсона имел ошеломляющий успех.

Уже в следующем году появились первые сиквелы: книги Гаррета Сёвисса «Эдисоновское завоевание Марса» и Арчи Брисбена «Захватчики с Марса». Отечественным читателям знаком памфлет Лазаря Лагина (автора всенародно любимого «Старика Хоттабыча) «Майор Велл Эндъю», в котором рассказывается о предателе, перешедшем на сторону марсиан. Руку к уэллсовской книге приложили и такие корифеи, как Кристофер Прист, Дэвид Брин, Анатолий Днепров.

С тех пор нашествие принимало самые разные формы. В рассказе Джека Уильямсона «Беспосадочный перелёт до Марса» 1939 года зловредные пришельцы взялись откачивать себе земную атмосферу. Бравый пилот Картер отправляется через пространство в экспедицию возмездия. Справедливости ради стоит сказать, что Марс на этот раз — только место действия, а сами пришельцы появились из мест гораздо более отдалённых.

Уже в 1943 году в рассказе «Послание с Марса» Клиффорда Саймака для завоевания Земли пришельцам приходится напрячь фантазию и пойти по стопам Одиссея. Марсиане повсеместно заселяют Землю в виде прекрасных лилий, и главная их задача — помешать землянам добраться до Марса и выяснить, что марсианские цветы, которые отправляются на Землю как подарки, собственно и есть инопланетные захватчики.

C треножников Герберта Уэллса на Земле началась эпоха марсианских вторжений.

Однако самым неприятным, наверное, оказалось нашествие классических маленьких зелёных человечков из романа блестящего сатирика Фредерика Брауна «Марсиане, убирайтесь домой!» Здесь марсиане оказались хамоватыми, настырными, незнакомыми с тактичностью и приличиями и к тому же невероятно любопытными. В сочетании со способностью к мгновенному перемещению и презрением ко всему земному, начиная с людей, они устроили на планете апокалипсис, который и не снился уэллсовским треножникам.

Завершающими аккордами этой симфонии стали два произведения, одно из которых написано братьями Стругацкими, а второе — Куртом Воннегутом.

В повести Стругацких «Второе нашествие марсиан» идея завоевания Земли доводится до абсурда: да, марсиане нас завоевали, ну и что? Самих марсиан даже никто не видит, они присутствуют только как информационный объект. А для простых обывателей жизнь не только принципиально не изменилась, но кое в чём даже стала лучше.

Марсианин Марвин — мультперсонаж цикла «Безумные мелодии» студии Warner Brothers.

Курт Воннегут в романе «Сирены Титана», наоборот, описывает полнейший разгром инопланетного вторжения. Полтораста тысяч марсиан объявили войну всей Земле разом и были уничтожены за два месяца — так много времени их уничтожение потребовало потому, что прибывали марсиане несколькими группами с большими перерывами. Земляне только намылились размять косточки, как выяснилось, что воевать уже не с кем. На смену куражу пришёл стыд — и новая религия, призванная объединить все народы Земли в единое братство.

Ещё один марсианский канон задал создатель Тарзана Эдгар Райс Берроуз. В его исполнении Марс-Барсум — планета красных джунглей и пустынь, древних городов и могучих жрецов. Реальность скорее фэнтезийная, чем научно-фантастическая. Чем-то этот вариант напоминает Гиборейский мир говардовского Конана. Марсианский цикл Берроуза насчитывает 11 книг (не так уж много по нынешним временам).

В тридцатые года, когда романы Берроуза уже стали классикой, свой марсианский цикл опубликовал Кларк Эштон Смит. Три произведения о древней расе айхаи («Склепы Йох-Вомбиса», «Обитатель бездны» и «Валтум») решены в сходной стилистике фантастических приключений, правда, на ум в этот раз приходит не столько Говард, сколько Лавкрафт: чего стоит одна только марсианская топонимика!

В шестидесятые традицию продолжила супруга Эдмонда Гамильтона — Ли Брэкетт. Её Марс — та же Киммерия Говарда, но уже тесно сплетённая с каноническим вестерном (недаром вторая её специальность — сценарист голливудских вестернов). В «Шпаге Рианона», «Пришествии землян», «Тайне Синхарата» и других повестях писательницы описывается гибридный мир древней магии и современных технологий, мечи соседствуют с бластерами, а флаеры — с верховыми рептилиями.

На красной планете есть атмосфера, но, увы, непригодная для дыхания.

Ещё одну величественную марсианскую сагу выпустил в 1965 году Майкл Муркок. Его трилогия о Майкле Кейне («Город Зверя», «Повелитель пауков», «Хозяева ямы») — в той же традиции, что и романы Берроуза. Тонкий постмодернист Муркок точно выдержал канон, романы кажутся написанными лет на тридцать раньше.

Общая черта всех этих книг — изрядная условность сюжета, которую недоброжелатель может даже назвать примитивностью. Над ней-то — на примере первых книг марсианского цикла Берроуза — всласть поиздевался Алексей Свиридов в своей искромётной пародии «Боги, женщины, уроды и другие с Марса», где содержание трёх немаленьких томов практически без потерь пересказано на двух страницах.

Для 90% советских детей Марс начинался с романа Алексея Толстого «Аэлита». Аолы-марсиане и магацитлы-атланты, ирригированные каналами поля, поросшие гигантскими кактусами. Написанная в 1923 году повесть первоначально не была настолько «подростковой»: гораздо сильнее были и любовная линия, и философское наполнение. Исходный заголовок «Закат Марса», впоследствии изменённый автором, явно отсылал к знаменитой работе Шпенглера «Закат Европы». Однако главное осталось неизменным: два землянина — носителя социалистических идей — устраивали на Марсе натуральную революцию.

У «Аэлиты» есть несколько своеобразных продолжений, в той или иной степени развивающих идеи романа или полемизирующих с ними. Это, к примеру, повесть Анатолия Андреева «Звезды последний луч», остросюжетный роман Василия Головачёва «Магацитлы», иронический рассказ Кира Булычёва «Тебе, простой марсианин!», «Третий рассказ Аэлиты» Виктора Потапова.

Последняя по времени марсианская фотосенсация — фигура сидящего человека.

Интересно, что «Аэлита» не была первой «марсианской экспедицией» отечественных авторов. Ещё в 1901 году повесть «Путешествие на Марс» написал Леонид Афанасьев, но она не слишком перегружена идеологией, а вот роман Александра Богданова «Красная звезда» 1908 года — вполне каноническая социалистическая утопия, вошедшая во все современные антологии. Как и её менее удачное продолжение, роман «Инженер Мэнни», написанный в 1913 году.

С тех пор не один десяток отечественных фантастов выбирали Марс ареной строящегося — или уже построенного — социализма, а порой и местом последнего прибежища мирового капитала: например, Сергей Снегов в «Чудотворце из Вшивого тупика».

Отчасти здесь же можно упомянуть и Марс Стругацких: холодные песчаные пустыни, ящеры-мимикродоны, прыгающие пиявки, игольчатые шары кактусов и главное — развалины чужих городов. В отличие от романов Берроуза и Брекетт, у Стругацких база Странников возникает не в антураже красочного фэнтезийного мира, а в по-советски аскетичной реальности трудового и научного быта — и от этого произведённое впечатление оказывается гораздо сильнее.

Привлекателен трудовой романтикой и рассказ Сергея Павлова «Амазония, ярданг «Восточный» — о марсианских нефтяниках, чей поиск наконец-то увенчался успехом.

Интересно, что с определённого момента начался обратный процесс: колонизированный Марс стал выступать за независимость. Об этом — роман Грега Бира «Движение Марса», получивший в 1994 году «Небьюлу», невероятная эпопея Кима Стенли Робинсона «Марс» («Небьюла», две «Хьюго», два «Локуса»), «Зов пространства» Джона Уиндема, «Путь марсиан» Айзека Азимова, да и знаменитый фильм Пола Верховена «Вспомнить всё» тоже рассказывает о повстанцах, ведущих войну за независимость Марса.

Марсианский цикл Эдгара Райса Бэрроуза — одно из канонических изображений Марса.

А в рассказе Фредерика Брауна «Руки прочь!» до колонизации даже не дошло. Группа детей, которая была трансформирована под марсианские условия, задумала перебить наставников-землян и выйти на вольные марсианские хлеба раньше, чем закончился этот проект.

С самого начала одна из задач фантастики была в том, чтобы «бичевать недостатки» нашей реальности, показывая их более явно и выпукло. Не избег участи такого «увеличительного стекла» и Марс: он неоднократно становился местом действия сатирических пародий и пафосных антиутопий, обличающих или предостерегающих нас. Конечно, при этом Марс как таковой был почти не важен. В рассказах Андрея Саломатова «Император» и «Клубника со сливками» место действия можно перенести куда угодно: антивоенный памфлет в первом случае и история переосмысления человеческой жизни во втором с точки зрения содержания ничего не потеряют.

Да и во многих других случаях Марс — всего лишь необязательный, а зачастую и иронический антураж. У Василия Бережного в «Сенсации на Марсе» хитиновый абориген, наткнувшийся на земной беспилотный аппарат, с огромным трудом доказывает бюрократам от науки, что говорит правду. На Марсе же происходит действие эпохальных «Записок о кошачьем городе» Лао Шэ — одной из самых ярких пародий на современные общества, и «Багряной планеты» Сергея Жемайтиса — истории о цивилизации, погубившей экологию своей планеты.

Спутники Марса в кругах писателей-фантастов почти безоговорочно признаны искусственными. В «Особой необходимости» — дебютной книге Владимира Михайлова — это космические корабли. В «Полуденном цикле» братьев Стругацких — станции Странников. На Фобосе помещают таинственный объект инопланетян Евгений Хрунов и Левон Хачатурьянц в книге «Здравствуй, Фобос!».

Фобос (фото «Викинга»)

Искусственными спутники Марса считаются и в повести румынского фантаста Раду Нора «Трое с Сириуса», в романе Ариадны Громовой и Виктора Комарова «По следам неведомого», в «Солнечном пламени» Александра Казанцева (здесь Фобос — база любимых Казанцевым фаэтов), наконец, в «Регулюме» Василия Головачёва.

Ещё одна постоянная интерпретация Марса в западной фантастике — Дикий Запад эпохи покорения Америки. Здесь есть две основных линии: с одной стороны — романтика и пафос завоевания новых земель, с другой — комплекс вины перед уничтоженным коренным населением. Действительно, многочисленные угасающие цивилизации Марса чем-то напоминают остановившиеся в развитии цивилизации североамериканских индейцев, а истории истребления последних марсиан — истории уничтожения индейских племен. Здесь можно вспомнить уже упоминавшиеся «марсианские вестерны» Ли Брэкетт, а что до уничтоженной культуры, то в первую очередь стоит упомянуть «Марсианские хроники» Брэдбери, с многочисленными примыкающими к циклу рассказами. Впрочем, о Брэдбери речь пойдёт дальше, а сейчас — несколько других примеров.

«Коровий доктор» Уильяма Моррисона — история о ветеринаре, вынужденном лечить незнакомую зверюгу просто потому, что он единственный «коровий доктор» на много-много миль. Антураж Дикого Запада в рассказе настолько реалистичен, что инопланетная «корова» кажется чуждым элементом. Столь же узнаваемы реалии и в рассказе «Мираж» Клиффорда Саймака. Да и «Абсолютное оружие» Роберта Шекли — вспомните — развивается в обстановке, очень похожей на вестерн.

Иногда с Марса приходят «новые веяния». А иногда и не очень новые. Воспитанный марсианами Валентайн Майкл Смит принёс на Землю множество невероятных умений и понятий, а главное понятие, обозначенное марсианским словом «грок», стало основой едва ли не для новой религии. Марсиане из культового романа Роберта Хайнлайна «Чужак в чужой стране» — древняя и мудрая раса, обогнавшая человечество на много тысячелетий. Сам же Марс — неромантичная холодная пустыня с разреженным воздухом, где человек (любой, кроме Валентайна Майкла Смита) не может дышать без кислородной маски. Марсиане на Земле тоже беспомощны — из-за большей силы тяжести, так что о физическом завоевании речь не идёт. А вот в идеологическом плане.

Судя по всему, те же марсиане присутствуют и в романе «Двойник», только действие происходит значительно позже. Впервые они предстают глазам главного героя так: «Мне противны эти типы, что выглядят как древесные пни с напяленными на них противосолнечными шлемами, а ещё требуют человеческих привилегий. Мне не нравится, как у них растут псевдочлены — мне это напоминает змей, выползающих из норы. Мне отвратителен и тот факт, что они могут одновременно смотреть во всех направлениях, не поворачивая головы, разумеется, если допустить, что у них есть голова, чего на самом деле не наблюдается».

Но Хайнлайн оказался не самым скандальным «марсопроходцем». Великий насмешник и провокатор Филип Фармер поселяет на Марсе ни много, ни мало самого Христа — а вдобавок и вполне ортодоксального толка еврейскую общину. Мало того, что обнаруживший их экипаж состоял из людей самых разных конфессий, что привело к ряду серьёзных проблем, так ещё и второе пришествие оказалось самой что ни на есть реальностью.

В знаменитом «Городе» Клиффорда Саймака именно марсианский философ Джуэйн создаёт новую концепцию, которая была способна продвинуть человечество вперёд на сотни тысячелетий за несколько десятков лет. И в том, что землянин, от которого это зависело, не сумел преодолеть свой страх, виноваты уж никак не марсиане.

А Роберт Янг в «Потерянном землянине» и вовсе заявляет, что с орбиты на Марсе можно обнаружить отпечатки пальцев Господа Бога.

Квест «Миссия: Экипаж» на станции МАРС в Московском Планетарии

Квест «Миссия: Экипаж» на станции МАРС в Московском Планетарии

Стоимость: 1300 руб.

Технологии давно шагнули вперед. На нашей станции в 2060 году будущее не только вокруг, но и внутри нас. На сколько процентов вы уверены в принадлежности ваших друзей к человеческому роду? Может ли кто-то из вас с уверенностью заявить о себе, что сам — не биоробот?

Хватит ли вам смелости принять вызов, брошенный Марсом? Тогда отправляйтесь в составе экспериментального экипажа на марсианскую станцию “Вектор”, и вам удастся ответить на главные вопросы: кем вы являетесь на самом деле и для чего были рождены. Или созданы.

Где находится Станция МАРС

Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, к. 1

Публикации, похожие на квест «Миссия: Экипаж»:

Отзывы о квесте «Миссия: Экипаж»

Мида 17/07/2017 в 10:44

Ребята! Экипаж – это море драйва в космической обертке! Если вкратце, то наверное, это лучший квест, который мы посетили за последние пару месяцев, особенно я удостоверилась в этой мысли во второй половине квеста “когда что-то пошло не так! “(пытаюсь не спойлерить)Робот Андроид, ты супер! Хотя артистичность и другим игротехников обойти стороной было бы непростительным преступлением! Адреналин рвал изнутри, и мы знатно наорались, вышли из станции Марс с чувством облегчения и неописуемой эмоциональной разрядкой.

Оставить свой отзыв о квесте «Миссия: Экипаж»

Космический аппарат Phoenix совершил посадку на Марсе

Космический аппарат Phoenix совершил посадку на Марсе

Ранним утром четвертого августа с площадки на мысе Канаверал во Флориде стартовал ракетоноситель «Дельта II». Спустя десять месяцев над поверхностью Марса раскрылся парашют, а еще через несколько часов на Земле приняли радиосигнал: марсианский зонд «Феникс» благополучно совершил посадку на поверхность красной планеты. В течение ближайших трех месяцев «Феникс» будет находиться на северном полюсе Марса и снабжать ученых ценными данными.

Одним из самых сложных моментов межпланетных экспедиций является посадка. Неточный расчет может привести к тому, что дорогостоящий аппарат сгорит в атмосфере или разобьется о поверхность планеты. В 1999 году по не до конца выясненным причинам у зонда «Марс Полар Лэндер» (Mars Polar Lander) отказали тормозные двигатели и он рухнул с большой высоты. «Марс Полар Лэндер» не был оборудован парашютом и снижал скорость только за счет торможения двигателями. В случае с «Фениксом» разработчики учли неудачный опыт и использовали оба способа.

Для защиты от чрезмерного перегрева при трении в пусть и разреженной, но все-таки имеющейся атмосфере Марса, «Феникс» был оборудован термостабильным щитом. Когда скорость снижения зонда упала до 1,7 скорости звука, над ним раскрылся парашют. Вскоре после этого термостабильный щит отделился от «Феникса». Одновременно зонд активировал радар, необходимый для посадки, и выдвинул «ноги».

На высоте один километр над поверхностью Марса «Феникс» отбросил парашют и включил посадочные двигатели. Когда сенсоры детектировали столкновение «ног» с поверхностью, двигатели выключились. Посадка «Феникса» прошла не просто гладко: он сел идеально. По словам сотрудников NASA, «Феникс» не отклонился от заданной точки посадки ни на метр. До сих пор ни один аппарат не мог достигнуть такой точности.

«Феникс» – далеко не первый зонд, высадившийся на поверхности нашего соседа по Солнечной системе. До него были «Марс-3» и «Марс-4», «Викинг»,»Спирит» и «Оппортьюнити». Однако миссия «Феникса», определенно, стала самой дорогой за всю историю исследований Марса. В общей сложности на нее было потрачено 420 миллионов долларов. Утешением для налогоплательщиков является только соображение, что «Феникс» – необычный зонд. В его задачу входит не только фотографирование марсианской поверхности, но еще и проведение сложных химических анализов. А глобальной задачей этой миссии является попытка найти ответ на сакраментальный вопрос: есть ли жизнь на Марсе?

Марс – четвертая по удалению от Солнца планета Солнечной системы. По размеру Марс почти в два раза меньше Земли, его атмосфера, состоящая в основном из углекислого газа, очень разрежена. Это приводит к тому, что на планете наблюдаются резкие колебания температуры. На экваторе температура меняется от +30 градусов по Цельсию днем до -80 градусов ночью. На полюсах сохраняется постоянная температура около -143 градусов по Цельсию.

Казалось бы, жесткие условия на Марсе исключают возможность появления жизни, однако ученые упорно ищут следы живых организмов именно на этой планете. Одной из причин повышенного интереса к Марсу является наличие на его полюсах снеговых шапок. Снег – это замерзшая вода, а наличие воды является необходимым условием для развития жизни. Правда, марсианские полярные шапки состоят не из чистой воды. Они представляют собой смесь воды и замерзшего углекислого газа.

Углекислый газ составляет верхнюю – сезонную – часть шапок. Толщина верхнего слоя варьирует в зависимости от времени года. Помимо сезонной, полярные шапки содержат постоянную часть, состоящую из замерзшей воды. В 2002 году орбитальные аппараты подтвердили наличие на Марсе большого количества водяного льда. Он сосредоточен под поверхностью планеты. Именно водяной лед и почва на северном полюсе являются основной целью «Феникса».

В отличие от остальных марсианских зондов, «Феникс» не может перемещаться по поверхности планеты. Он представляет собой платформу с различными приборами, установленную на треноге. Энергию для работы «Феникс» получает от солнечных батарей, закрепленных на платформе. Вместе с ними его длина составляет около 5,5 метра. Зонд весит 350 килограммов.

«Феникс» нашпигован огромным количеством оборудования: от бура и телескопического манипулятора до микроскопа и масс-спектрометра. Зонд должен будет добыть образцы почвы и льда, проверить их на наличие органических молекул, определить, что это за молекулы и оценить их соотношение. В этом процессе будут задействованы:

Микроскоп, электрохимический модуль и анализатор проводимости (Microscopy, Electrochemistry, and Conductivity Analyzer) С помощью этого модуля «Феникс» определит такие характеристики марсианской почвы как pH, содержание солей, проводимость, окислительно-восстановительный потенциал. С помощью атомно-силового микроскопа будет определена детальная структура образцов почвы и льда. Этот модуль позволит оценить способность марсианской почвы проводить тепло и воду.

Метеорологическая станция будет ежедневно записывать погоду на северном полюсе Марса. Она будет регистрировать температуру, давление и световые параметры. Данные, полученные с помощью станции, позволят ученым оценить нынешнее состояние атмосферы на полюсе, а также характеристики переходов воды из твердого в газообразное состояние.

Кроме этих лабораторных модулей «Феникс» оснащен комплексом оборудования для фотосъемки поверхности Марса, включая установку для получения панорамных снимков.

Сборка аппарата на Земле

Чтобы убедиться, что все эти сложные приборы выдержат перелет и посадку на Марс, ученые провели серию предварительных испытаний, во время которых подвергли «Феникс» экстремальным воздействиям. Уже собранный зонд встряхивали, нагревали, замораживали, помещали в бескислородную атмосферу и подвергали воздействию радиации. Только после успешного завершения всех тестов зонду «разрешили» отправиться в космос.

«Феникс» получил свое название неспроста. Его предшественники сгорали в атмосфере, разбивались о поверхность планеты, теряли связь с Землей и навсегда пропадали где-то на просторах Марса. Нынешний проект должен окупить очень много несбывшихся ожиданий и потраченных средств.

Предполагается, что «Феникс» проработает на Марсе только три месяца. Однако ученые рассчитывают, что зонд продержится на 30 дней больше. Но даже в этом случае «Фениксу» не удастся повторить рекорды своих предшественников-марсоходов. Короткое лето на марсианском полюсе скоро закончится, а солнце будет все ниже и ниже. Так как «Феникс» работает от солнечных батарей, в конце-концов ему перестанет хватать энергии для функционирования. Зимой полярная шапка из замерзшего углекислого газа накроет «Феникс» и на этом его история закончится.

Источники:
Все лики бога войны
Марсианская столица имела поистине поражающий вид. Она состояла из нескольких довольно больших городов, стоявших бок о бок, и все они были различного архитектурного стиля. В той части, куда они
http://old.mirf.ru/Articles/print4090.htm
Квест «Миссия: Экипаж» на станции МАРС в Московском Планетарии
Квест «Миссия: Экипаж» на станции МАРС в Московском Планетарии Стоимость: 1300 руб. Технологии давно шагнули вперед. На нашей станции в 2060 году будущее не только вокруг, но и внутри
http://mos-holidays.ru/kvest-missiya-ekipazh/
Космический аппарат Phoenix совершил посадку на Марсе
Космический аппарат Phoenix совершил посадку на Марсе Ранним утром четвертого августа с площадки на мысе Канаверал во Флориде стартовал ракетоноситель «Дельта II». Спустя десять месяцев над
http://planetarium-kharkov.org/?q=mars-phoenix

COMMENTS